Дневник

Главная » 2009 » Октябрь » 14 » Паленке- тайна храма надписей
Паленке- тайна храма надписей
16:27
ПАЛЕНКЕ — ТАЙНА ХРАМА НАДПИСЕЙ
Храм Надписей в Паленке (80 KБ)
В течение четырёх лет археолог Альберто Руз, ориентируясь на собственную интуицию и научный опыт, шёл к тайне, хранящейся под Храмом Надписей в Паленке. Наконец ему удалось вырвать секрет у пирамиды, скрывавшей гигантский склеп, где покоился иерарх со своей погребальной свитой...

Храм Надписей стоит на девятиступенчатой 20-метровой пирамиде, тыльная сторона которой опирается на крутой склон высокой горы. В ясную погоду белокаменная пирамида, увенчанная храмом, видна с равнины за многие километры. Вдоль фасада пирамиды тянется великолепная лестница. Более 70 высоких ступеней нужно преодолеть, чтобы добраться до верхней платформы, на которой покоится храм.

Храм Надписей, 1808 год (рисунок) Рисунок, сделанный в 1808 году во время испанской экспедиции, исследующей древние руины Мексики.
В то время пирамида, на которой находится Храм Надписей, представляла собой заросший растительностью холм.

Его стены когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барельефами необычайной выразительности и 620-ю иероглифическими надписями в виде людей и мифических созданий (отсюда название храма).

В стену зала Храма Надписей врезаны большие плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной доске, изображены иероглифы, выполненные очень глубоким рельефом

О чём говорили эти надписи, до сих пор неведомо, потому что сочетание слов-картинок и фонетических символов полностью ещё не расшифровано. Однако очевидно, что ряд иероглифов относится к эпохам, удалённым от нас на тысячи лет в прошлое, и повествует о людях и богах — участниках доисторических событий.

Иероглиф в Храме Надписей  Иероглиф в Храме Надписей

Пол Храма Надписей покрыт большими хорошо отшлифованными каменными плитами. Одна из них особенно заинтересовала мексиканского археолога Альберто Руза, поскольку в ней имелись два ряда отверстий с вынимаемыми каменными пробками. Более того, массивные стены храма не лежали на полу, а уходили вглубь. Это наводило на мысль, что под каменным настилом может находиться какое-то сооружение.

Когда Рузу удалось сдвинуть эту плиту, под ней обнаружили потайную камеру со ступеньками, уходящими вниз, в глубь пирамиды. Ступени из известняковых плит были узкими, мокрыми и ужасно скользкими. Невероятно трудно было опускать ногу на каждую нижнюю ступень — казалось, лестница почти вертикально падает вниз. Наконец внизу появляется площадка. Движения становятся уверенней, но… это не конец спуска, а только поворот направо, и опять те же мокрые огромные каменные уступы-монолиты.

Cтупени, уходящие вниз, в глубь пирамиды

Эта потайная сырая лестница была скрыта от глаз с момента, когда её замуровали в 683 году. Чтобы добраться до конца лестницы, археологам потребовалось четыре полевых сезона, т. к. древние строители умышленно завалили её тоннами камней и земли. Расчистив ход, археологи обнаружили узкую сводчатую камеру, расположенную на уровне основания пирамиды и тоже засыпанную камнями. После того, как камеру расчистили, на её полу были найдены скелеты шести молодых людей (вероятно, принесённых в жертву), а также сложенные в ящики предметы: серьги и другие украшения из яшмы, глиняная посуда, заполненные красной краской раковины.

Слева — вид на фасад храма, справа — вид сбоку. Гробница размещена ниже уровня основания пирамиды
Схема прохода к гробнице Пакаля внутри Храма Надписей.

Казалось, дальше пути не было. Но внимательно изучив стены, учёные увидели ясно вычерченный контур небольшой треугольной плиты. Если это был вход, то куда он вёл? 15 июня 1952 года эту плиту удалось сдвинуть. То, что было обнаружено за ней, поразило весь учёный мир, занимающийся изучением древних американских культур.

За треугольной плитой находилась замечательная гробница, вернее, склеп весьма внушительных размеров; 9 метров длиной, 4 метра шириной и 7 — высотой.

По описанию Руза, это была «огромная комната, как будто высеченная во льду, своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные». Стены склепа были украшены гипсовыми барельефами: девять богато разодетых фигур, по-видимому, символизировали Владык Ночи (в теологии майя — божества из подземных миров). Внизу лежала гигантская плита (длина — 3,8 м, ширина – 2,2 м, толщина – 0,25 м).

Погребальный склеп в Храме Надписей. Посмотреть реконструкцию (26 КБ)

В первый момент плиту приняли за украшенный резным орнаментом пол, однако, между плитой и стенами склепа было довольно большое пространство. Заглянув туда, археологи убедились, что перед ними не пол, а действительно плита — пятитонная крышка саркофага. Больших трудов стоило её поднять. И вот тогда мексиканские учёные увидели самое главное: на дне саркофага лежал скелет мужчины лет сорока-пятидесяти.

Сам саркофаг выполнен из монолитного блока объёмом 7 куб. м и установлен на шести каменных подпорках. Изнутри он был выкрашен красной краской, эта же краска лежала на костях и украшениях. На умершем была диадема и множество других украшений из яшмы: серьги, несколько колье, браслеты, кольца на всех пальцах. В гробнице присутствовали атрибуты власти древних майя: скипетр и щит.

Маска из захоронения в Паленке

В каждую из рук было вложено по большому куску нефрита. Одна нефритовая бусина лежала во рту умершего. Лицо усопшего было покрыто великолепно сделанной в натуральную величину мозаичной маской из нефрита с глазами из перламутровых раковин и зрачками из обсидиана. Нефритовая маска — лучшая из до сих пор найденных подобных предметов.

Нет никаких сомнений, что человек, похороненный в этой гробнице, занимал высокое положение в обществе. Кем он был? Правителем древнего Паленке, которому принадлежит заслуга сооружения великолепного города? Археологи полагают, что именно владыка Пакаль был погребен в Храме Надписей.

Паленке. На первом плане Храм Надписей, примыкает к нему Храм XIII (Храм Красной Царицы), составляя часть ансамбля (реконструкция)

Из надписей, найденных в Паленке, как и из оформления его усыпальницы, явствует, что Пакаля при жизни считали чуть ли не богом. После кончины правителя пирамида стала местом паломничества и центром культа предков

Открытие погребального склепа в Паленке превзошло по своей значимости даже фрески Бонампака, обнаруженные в 1946 году. Гробница Пакаля была совершенно уникальна для Месоамерики и сравнима лишь с гробницей Хеопса в египетской Великой Пирамиде. В 1994 году в Паленке обнаружили второе подобное захоронение («Красной Царицы»), но Альберто Рузу принадлежит слава первооткрывателя гробниц в пирамидах Нового Света.

Альберто Руз Луилье (1906–1979) — мексиканский археолог, начальник крупной археологической экспедиции Национального института антропологии и истории (Мексика). Внёс значительный вклад в исследование города Паленке.

Альберто Руз Луилье
Паленке. Могила Альберто Руза Луилье
Надгробная надпись: «Археолог Альберто Руз Луилье 1906–1979»
Могила Альберто Руза Луилье находится в Паленке недалеко от Храма Надписей


Гробница Красной Царицы

Прочтение в конце 80-х годов некоторых текстов на саркофаге, помимо основной информации, привело учёных к выводам о существовании захоронения некой дамы, «близкой» правителю Пакалю. Погребение было найдено в непосредственной близости от Храма Надписей, в буквально примыкающем к нему Храме XIII. На первом плане Храм XIII, в котором найдена «гробница Красной Царицы» Внутри погребальной камеры находился каменный монолитный саркофаг, точно совпадающий по размерам с саркофагом правителя. Совершенно очевидно, что создавались саркофаги одновременно. Существенные различия обнаруживались в декоре — верхняя крышка-панель не имела никакого орнамента, не было росписей и на самом саркофаге.

«Гробница Красной Царицы» (24 КБ)

В саркофаге оказался женский скелет, буквально засыпанный киноварью (поэтому Храм XIII получил название «Храм Красной Царицы»). Найденные в захоронении предметы полностью подтверждают гипотезу её царского происхождения: богатые украшения (ручные и ножные браслеты, ушные вставки, головные украшения), 1250 нефритовых пластинок, из которых некогда была сложена погребальная маска. Захоронение «Красной Царицы» стало вторым по богатству после захоронения правителя.

Итак, главные «нестандартные» особенности
погребальных сооружений Паленке:

  • они явно строились прежде, чем возведённые над ними пирамида и храм. Размеры и тяжесть саркофагов и их крышек едва ли рассчитаны на перемещение по узким внутренним лестницам пирамид

  • оба тела были помещены в каменные монолитные саркофаги — практически уникальный случай для майя.

Далее:

Просмотров: 1661 | Добавил: master_of_magic | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]